Спасая жизни
В заносах на Кокпектинской трассе. Мы экстренно выехали с техникой на место. Люди там очень замерзли. Топливо закончилось, у некоторых просто застыло. Обычному транспорту проехать было очень сложно, поэтому мы вывозили пленников погоды на «Маршах». Привезли в ближайшую школу, там их отогрели, оказали первую помощь. Чаще всего так и происходит, отогреваться приходится в ближайших кафе, школах и т.д. Хорошо, что все готовы оказать помощь и содействие, – рассказал нам про случай на трассе Иван Худяков, заместитель руководителя отряда.

Что и говорить, зима в этом году лютая. На трассах и магистралях – километровые заносы, горы грозят лавинами, мороз сковывает двигатели. В этих ситуациях на помощь приходят спасатели. Чтобы выяснить, как они решают проблемы и ликвидируют опасные ситуации, мы обратились с вопросами к Игорю Лапенлавскому, руководителю Восточного регионального аэромобильного оперативно-спасательного отряда МЧС РК.
– Много вызовов было этой зимой?
– Да, в основном из-за буранов, заносов. Но по сравнению с прошлой зимой оперативных работ меньше. Вообще, сейчас сложная обстановка в области, постоянно перекрывают многие междугородние трассы. Спасатели помогают людям, буксируют автомобили и автобусы на открытые участки дороги, освобождая путь для снегоуборочной техники. Постоянно в рабочей готовности, – рассказал Игорь Васильевич.
Действительно, работы эта зима принесла много. Дороги по области перекрываются практически ежедневно. Необходимо помнить, что и степные трассы, и горные – это, при плохой погоде, – всегда риск. Степь – метель, заносы, а горы – лавинные сходы. Поэтому часто звучит просьба к водителям ограничить или прекратить выезды за пределы города. Особенно опасны трассы по направлениям: Курчум-Кальжир-Акбулак -Карой-Ашалы – 0-98 км., Усть-Каменогорск-Самарское – 80-143 км., Кокпекты-Самарское-Васильевская переправа. Дороги республиканского значения: Омск-Майкапчагай на участке с. Калбатау-с.Кокпекты, с.Базарка-г.Зайсан, Усть-Каменогорск-Зыряновск.
На днях, в связи с низкой температурой -35 градусов, закрыто движение для пассажирского и дизельного транспорта из Семея и Усть-Каменогорска по всем направлениям. Некоторые дороги закрывают лишь в обед, это зависит от очистки трасс и погодных условий. Служба ЧС предупреждает: будьте внимательны, и постоянно знакомьтесь с условиями на дороге перед выездом.
Но даже если с вами случится беда, спасатели придут на помощь.

– Это сложная работа. Какие требования к специалистам такого плана? – спросили мы у Игоря Лапенлавского.
– Есть спасатели Международного класса, первого, второго и третьего. Разработана программа подготовки спасателей. В нее входит: работа со спасательным инструментом, на вертикали – альпинистская подготовка, работа в горно-таежной местности, медицинская и психологическая работа. Водолазная подготовка считается самой сложной. Также есть определенные требования к спасателю, они установлены еще с 1994 года: не старше 35 лет, физически здоров, необходимо владение не менее чем тремя гражданскими специальностями – вождение, сварочные навыки, вождение судов, гусеничной техники, владение навыками выживания – туризм, медицинское образование. Ну, и самое сложное психологическое испытание – это поход в морг, – рассказывает Игорь Лапенлавский, – некоторые просто не выносят вида крови или покойника. Работа обязывает быть готовыми ко всему. И, конечно же, личные качества: коммуникабельность, сдержанность, активность, выносливость.
– Спасатели прибегают к помощи собак?
– Часто. Поисковых работ не так много, но они по специфике очень сложные. Бывает, длятся три дня и больше. Без собак на лавинных сходах и поисково-розыскных работах просто не обойтись.
Сейчас у нас три лабрадора и одна овчарка. Раньше собаки практически не использовались. Первым в городе методику постановки собак на поиск человека начал разрабатывать Олег Гвоздев. Барнаульские кинологи привезли ему в подарок овчарку Леона. Барнаул давно славится сильными кинологами. Олег у них учился. Потом к нам присоединился еще один профессиональный кинолог – Наталья Дрожжина. Часто берем наших четвероногих с собой на тренировки. Чтобы они были в тонусе, проводим работы на местности.
За первые дни нового года силами служб ЧС потушен 41 пожар, проведены 32 аварийно-спасательные работы. Спасено и эвакуировано более 70 человек.
Все чаще этой зимой дорога становится опасной для человека.
Например, в Зайсанском районе на дороге местного значения в снежном заносе оказались четыре легковых автомобиля и машина скорой медицинской помощи. Сотрудники ПЧ-43 произвели эвакуацию людей в с. Биржан. Спасено 13 человек, жертв и пострадавших нет.
В Урджарском районе силами спасателей и местных исполнительных органов освобожден маршрутный автобус, эвакуировано и размещено в селе Маканчи 60 человек. На участке автодороги Маканчи-Урджар, в трех километрах по направлению к Урджару в заносах оказалась колонна из 20 автомобилей.
В Кокпектинском районе в селе Актас сотрудники скорой медицинской помощи не смогли проехать к беременной женщине. Спасатели эвакуировали женщину и передали медикам.
В один из январских дней поступило сообщение, что на 910 км. (возле с. Нарбота) на трассе Алматы-Усть-Каменогорск у пассажирского автобуса с 20 пассажирами замерзло дизельное топливо. Личный состав ПЧ-55 эвакуировал людей в с. Калбатау и разместил в помещении пожарной части.
А силами Бухтарминской водно-спасательной станции освобождены из снежных заносов два легковых автомобиля с восемью пассажирами, в том числе ребенок, застрявших при выезде с Бухтармы. Все люди были размещены на базе отдыха «Пикник».
Закончены спасательные работы Кокпектинского. и Жарминского ОЧС на автодороге Кокпекты-Калбатау в районе участка «Байбура». В плену у снежного заноса оказались больше сотни людей, они спасены без жертв.
Днем позже силами Курчумской водно-спасательной службы с Курчумской переправы были эвакуированы 12 человек. В спасательной операции были задействованы силы местных исполнительных органов и сотрудников РОВД.
Все эти дни в областном акимате работал оперативный штаб. И благодаря дружной работе, слаженным действиям всех аварийно-спасательных служб области и сотрудников дорожной полиции – из всех чрезвычайных ситуаций вышли без жертв и пострадавших, спасательные работы были проведены в кратчайшие сроки!
– Что чаще всего происходит?
– В основном выезды на трассу. Заносы везде. Дороги перекрыты, а нарушители все же есть. Выезжают за город, видимость на нуле, метель – естественно, застревают.
– Какая техника используется в работе?
– Техника фирмы «Holmatro» – ведущая фирма в мире. Привезли по заказу из Голландии. Мы должны быть готовы к любому повороту событий. Бывает, нужно демонтировать машину – это одно оборудование, а тянуть машины – это совсем другое. Автомобили у нас российского производства. Водолазные снаряжения импортные, хорошие. В принципе, мы отлично подготовлены. Часто выезжаем на соревнования. Так там уважительно говорят: «О, казахи едут!», – смеется Игорь Васильевич, – это россияне про нашу технику и про наших профессионалов.
– От чего зависит ваша работа?
– В первую очередь – от команды. Вместе мы можем справиться с любыми трудностями и обстоятельствами! Можно даже сказать что мы одна семья. Некоторые поражаются, порой нам даже говорить не надо, мы и так друг друга понимаем, поэтому такая слаженность, оперативность. Когда мы вместе, нам все по плечу, – говорит спасатель.
Поговорить подробно с Игорем Васильевичем нам не дали. Долг зовет. Снова снег взял в заложники людей на Алматинской трассе. И вот – экстренное собрание и выезд.
Диана СУХОВА
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.