Уроки на будущее
Главная причина столь объемного финансирования – необходимость сохранить рабочие места, кардинально обновив социальную инфраструктуру – дороги, школы и больницы.

Несмотря на дождливое лето 2009-го, все намеченное было завершено в срок. В частности, восстановлены и отремонтированы школы, больницы, клубы, объекты инженерной инфраструктуры, до которых руки и деньги не доходили на протяжении последних 35–40 лет!
Более 700 тыс. человек ощутили на себе эффект проведенных работ по теплоснабжению и ремонту электросетей. Для наглядности достаточно сказать, что в сфере образования в план «дорожной карты» вошло 40% от общего количества объектов образования, в здравоохранении и того больше – 82% лечебно-профилактических организаций, в которых ремонт не проводился около 40 лет.
Для улучшения качества жизни населения, создания условий для занятий спортом и формирования здоровой нации проводился ремонт на 11 объектах в Усть-Каменогорске и Семее, в двух из них – капитальный. Кроме того, отремонтированы 62 объекта культуры.
За этими сухими цифрами – не шаг, а настоящий скачок в улучшении условий жизни восточноказахстанцев. Взять, к примеру, дороги, которые вполне обоснованно называют артериями жизни. Многие из них, особенно в районах, превратились уже просто в направления. А за минувший год в Глубоковском районе отремонтированы 29 трасс районного значения, что составило 94% от всего их количества, в Бородулихинском – 75%, Уланском – 63%, Аягозском районе – 69%.
Кроме того, проведен ремонт внутрипоселковых дорог в 18 селах. Всего в сфере дорожного хозяйства области ремонтные работы проведены по 175 объектам, обновлено более 3,3 тыс. км дорог на общую сумму 4,9 млрд. тенге.
По итогам проделанных работ значительно увеличились пропускная способность и движение автомобильного транспорта, снизился уровень аварийности, улучшилось автомобильное сообщение в сельской местности.
В рамках «дорожной карты» было задействовано 652 хозяйствующих субъекта в качестве подрядчиков и субподрядчиков, которые трудоустроили более 32 тыс. человек за счет работников, находящихся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы, и официальных безработных, зарегистрированных в органах социальной защиты.
– В прошедшем году органы социальной защиты получили бесценный опыт: как решать проблемы, возникающие при высвобождении большой массы людей в условиях кризиса. «Дорожная карта» стала своеобразным буфером, который смягчил удар как для предприятий, вынужденных идти на сокращение кадров, так и людей, получивших «черную метку» безработных или оказавшихся в неопределенном состоянии отпуска без содержания, – обобщает начальник управления координации занятости и социальных программ Ольга Кузовлева. – Разве это не лучшая иллюстрация антикризисного «ноу-хау» казахстанского Правительства! Цифры говорят сами за себя: на 1 марта у нас было 13 предприятий, которые вообще закрылись. 72 перешли на режим неполной рабочей недели, через месяц их стало 99. А уже в мае ситуация начала выравниваться благодаря старту «дорожной карты». К концу года из остановленных предприятий не начали работать только четыре, а с сокращенной рабочей неделей осталось 26.
Здесь важную роль сыграло социальное трехстороннее партнерство между работодателями, профсоюзами и государством. А это целая система мер, позволившая сохранить людям работу или дать новое рабочее место. В результате – безработица не выросла, а даже в пик реализации «дорожной карты» снизилась на восемь процентных пунктов.
В условиях невостребованности прежней продукции многие предприятия вынуждены были перепрофилироваться. Для новых задач понадобились кадры иной специализации. По договору с этими хозяйствующими субъектами проводилось переобучение их работников. А это более 6 тыс. человек, подавляющее большинство которых трудоустроили. А ведь из средств «дорожной карты» оплачивались и социальные рабочие места, молодежная практика! 564 безработных трудоустроены, 450 молодых специалистов прошли за счет этих средств практику, и практически все получили работу.
Яркий пример социального партнерства – ситуация на Иртышском химико-металлургическом заводе. Как только предприятие заявило об остановке, возникла угроза безработицы. В поселке Первомайском, где рынок труда очень узок, была создана специальная комиссия, и высвобожденные люди получили возможность обрести дополнительную профессию. Пока они сидели «за партами», предприятие решило свои проблемы, и специалисты снова оказались востребованными. Такие же примеры есть и по другим предприятиям.
А флагманы цветной металлургии сами наладили у себя переобучение кадров, чтобы их сотрудники не оказались на улице.
В результате всех принятых Правительством мер материальный достаток восточноказахстанцев, как показали итоги года, не ухудшился.
Благодаря «дорожной карте» начали практиковаться и новые формы работы: выездные бригады по переобучению. Ведь на то, чтобы доехать в город из отдаленного села на обучение, у безработных, как правило, нет средств. И это тоже дало хорошие итоги. Как и выездные бригады по трудоустройству – нанимали людей на дорожные работы, и подрядчики задействовали их вахтовым методом.
– В общем, опыт «дорожной карты» дал нам уроки на будущее, – подытожила рассказ Ольга Кузовлева.
Они, безусловно, пригодятся: в рамках «дорожной карты» в 2010 году в Восточно-Казахстанской области по четырем направлениям запланированы к реализации 550 инвестиционных проектов с общей стоимостью 10 718,1 млн. тенге.
Планируется создать 11 611 рабочих мест. На молодежную практику и социальные рабочие места в рамках «дорожной карты» смогут претендовать 3 900 человек, на оплату труда которых заложены 468 млн. тенге. План переподготовки кадров составляет 5 000 человек.
Виктория ШЕВЧЕНКО
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.