04 Июня 2010 20:48:00

В Тарбагатае всё ждут обещанного

Наши деды ждали воду, родители, мы ждали, а теперь вот и дети наши ждут, когда же в ауле вода появится», — рассказал нам агашка, наблюдая, как его внук таскает из бочки воду, а внучка стирает в тазу ползунки самого младшего члена семьи. Таким дедовским, а вернее бабушкиным, методом много не настираешь — пальцы в кровь натираются об белье, да и вода холодная, поэтому стирка тут идет постоянно и понемногу.
0 КОММЕНТАРИЕВ

На прошлой неделе довелось побывать в поселке Тарбагатай, который находится в 75 километрах восточнее Аягоза. Отправилась в те края по заданию редакции – осветить необычный судебный процесс по иску депутата Мажилиса парламента Нуртая Сабильянова к избирателям. На каждое выездное заседание депутат приезжал в поселок из Астаны.

То, что дорога будет не из легких, я знала — не единожды приходилось ездить по ней до Семипалатинска. Поэтому, выехав из Алматы в 4 часа утра и проведя в пути 11 часов, мы спокойно преодолели так называемую трассу республиканского значения Алматы — Усть-Каменогорск и добрались наконец до Аягоза. Но, как оказалось, рано я радовалась — впереди у нас было еще 75 километров очередной трассы, и тоже республиканского значения: Аягоз — Богаз.

Дороги жизни нет

Полтора часа тряски по некогда асфальтированной дороге, сегодня представляющей собой череду колдобин, — и мы на месте. Вдоль живописных холмов течет небольшая горная речушка, на берегу которой и расположился поселок Тарбагатай. Как говорит легенда, имя поселка пошло от одноименной горы, название которой было дано еще во времена джунгар и переводится как «гора сурков».

- Так оно и есть, — подтвердил наш сопровождающий, — сурков здесь действительно много.

Похоже, так же много, как и проблем, о которых нам поведали местные жители, когда мы решили прогуляться по поселку.

Первая из них — бездорожье, которое мы, так сказать, уже на себе испытали и потому не подвергаем сомнению слова местных жителей. А те сетуют, что «дорогу до Аягоза не ремонтировали с момента обретения Казахстаном независимости». Сегодня эта «дорога жизни» представляет собой лишь жалкое подобие автотрассы и подходит ей больше название «направление до Аягоза».

- Летом еще куда ни шло, а вот зимой она становится непреодолимым препятствием, — продолжает мой спутник, — бывали случаи, когда тяжело больных односельчан попросту не довозили до районного центра, а возвращали в поселок... хоронить.

В селе есть своя амбулатория на 10 коек, два терапевта и два акушера-гинеколога, но узких специалистов нет, и оказать хирургическую или реанимационную помощь медики не в состоянии. Как не в состоянии и доставить по местным дорогам тяжелобольных в Аягозскую больницу.

- Нам даже машину «скорой помощи» один из наших бывших односельчан подарил, — говорит мужчина, — вот только главврач использует ее не по назначению — на ней воду возит.

Вода — это вторая огромная проблема. В Тарбагатае сельчане вынуждены пользоваться водой из источника, к которому по нескольку раз в день приходят на водопой животные. Вопреки очевидной антисанитарии — другого выбора нет. Некоторые по три раза кипятят воду, а кто-то пьет прямо так — из ведра.

Уже не первый год сельчане ждут водопровода. По их словам, программа «Питьевые воды», согласно которой в поселке должна была появиться новая пятикилометровая сеть с водозаборными колонками, в Тарбагатае сорвана.

Еще в 2006 году местный акимат получил по этой программе от правительства 93 млн тенге, и они вроде бы освоены, но до сих пор немым укором зияют разрытые ямы и канавы, а обещанные 46 колонок в ауле так и не появились. Недоделанными остаются и 800 метров самого водопровода. По словам специалистов, не хватает еще 82 млн тенге. Проблема — в изобилии скальных пород, которые обнаружились лишь в ходе строительства.

Жители села написали письмо депутатам. Они просят разобраться, почему на водопровод не хватило без малого 100 миллионов тенге. При этом тарбагатайцы ставят под сомнение квалификацию строителей, которые, по словам авторов письма, затеяли земляные работы без положенного исследования местных грунтов.

Назад в прошлое

Прогуливаясь по поселку, я все глубже и глубже окуналась в его будни, а вместе с ними и в большие проблемы небольшого аула. Здесь же, в Тарбагатае, мне, привыкшей доверять стирку белья машинке-автомату, пришлось увидеть, как стирали наши прабабушки.

- Наши деды ждали воду, родители, мы ждали, а теперь вот и дети наши ждут, когда же в ауле вода появится, — говорит агашка, наблюдая, как его внук таскает из бочки воду, а внучка стирает в тазу ползунки самого младшего члена семьи.

Таким дедовским, а вернее бабушкиным, методом много не настираешь — пальцы в кровь натираются о белье, да и вода холодная, поэтому стирка тут идет постоянно и понемногу.

- Вот когда вода будет, можно будет и машину-автомат жене подарить, — мечтает мой провожатый, — а то она всю жизнь гнет спину над тазом.

- А когда вода-то будет? — поинтересовалась я у собеседника.

- К первому августа обещали, — объявил он мне с грустью в голосе, — два месяца осталось, а работы там непочатый край.

По его словам, водопровод начали строить несколько лет назад: вырыли канавы, привезли трубы, колонки и водонапорную башню. На этом все и заглохло... до тех пор, пока сельчане не написали в газету «Жас Алаш». А уж как депутат на них в суд подал и начал приезжать в поселок на судебные заседания, так сразу организация, проводящая водопровод, стала создавать видимость работ.

- Вы посмотрите, колонки поставили, закопали, а там внутри даже труб нет, — возмущается мужчина.

Я заглянула — действительно, ничего!

Сходили мы и к тому месту, где, по документам, уже установлена водонапорная башня. Она действительно на месте, вот только все еще лежит в грязи и старательно подгнивает. Как выяснилось, вот уже в течение полутора лет.

Побывали и у реки — там, откуда планируется воду в водонапорную башню закачивать. Мне так и не удалось точно узнать, из реки планируют брать воду или все же скважины бурить, но в низине у реки стояла машина, очень похожая на бурильную установку.

Такого Фемида еще не видела

На другой день после моего приезда состоялся необычный судебный процесс. Напомню, депутат Мажилиса Нуртай Сабильянов подал на сельчан иск в суд, обвинив их в оскорблении его деловой репутации. На что группа местных жителей подала ответный иск, в котором потребовала с мажилисмена возмещения материального ущерба.

А все началось с того, что избиратели написали письмо в республиканскую газету «Жас Алаш». Они жаловались на то, что еще в 2004 году, когда г-н Сабильянов проводил здесь предвыборную кампанию, он пообещал жителям поселка, что, сидя в Мажилисе, приложит все усилия, чтобы в поселке появился водопровод. А также будет настаивать на выделении средств на ремонт дороги до райцентра. Сельчане поверили своему земляку — они обеспечили ему 95% голосов.

С тех пор прошло два созыва, но ни дороги, ни водопровода в Тарбагатае нет. Местные жители обращались в акимат района, затем в акимат области, в партию «Нур Отан», но на все их обращения ответа или не было вообще, или им предлагалось подождать. Устав ждать, они и написали о наболевшем в газету.

Депутат отреагировал сразу и очень оригинально — он подал на жалобщиков в суд. По рассказам очевидцев, на втором судебном заседании, проходившем в Аягозе, г-н депутат вел себя довольно энергично: обвинял тарбагатайцев в клевете, обещал, что у них появятся «проблемы», если они не извинятся перед ним, а потом и вовсе взял ход заседания в свои руки. Сельчане тогда подали отвод судье, но, как выяснилось, отвод принят не был.

До чего техника дошла!

Очередное выездное заседание было назначено в Тарбагатае и проходило в местном клубе, который сейчас располагается в здании бывшей школы-интерната. В 10 часов утра около клуба уже собрались сельчане, но заседание не начиналось из-за задержки истца.

С «небольшим опозданием», в 10.45, появилась адвокат Сабильянова Гуляим Сыдыкова и объявила о том, что на сегодняшнем заседании истец присутствовать не сможет по уважительной причине — у него заседание в Мажилисе. Но завтра он непременно прибудет. Судья Нуржалгаз Топмакова приняла решение провести заседание без депутата.

Первым выступил адвокат тарбагатайцев Карим Жумагалиев. Он попросил приложить к делу диск с аудиозаписью телефонного разговора. Как объяснил Карим Жумагалиевич, в ночь после последнего судебного заседания к Ерзату Ахметову, сыну ответчика Тулеубая Ахметова, позвонил завуч местной школы Канатбек Жумадилов и, представившись доверенным лицом г-на Сабильянова, «порекомендовал» извиниться перед депутатом.

Как сообщил дружелюбно настроенный завуч школы, он уже видел документ, на основании которого Тулеубаю Ахметову грозит от 1 до 3 лет лишения свободы.

Судья приняла решение прослушать диск. И в течение 30 минут сельчане внимательно слушали, о чем в три часа ночи разговаривал доверенный Сабильянова и сын ответчика.

Но неожиданно сам «виновник» разговора, завуч Тарбагатайской школы, просто встал и молча вышел из зала заседаний. Этот его поступок мне, городской жительнице, которая привыкла уважать суд, показался вопиющим. Интересно, как бы поступил городской судья, случись подобное на его заседании?

Через десять минут наш завуч вернулся на место, а судья приняла решение переслушать запись с того места, когда наш герой покинул помещение!

А дальше события разворачивались еще более интересно: дослушав аудиозапись, завуч заявил, что это не он звонил, а то, что голос похож, — так в наш век высоких технологий любой голос можно подделать на компьютере, даже голос Нурсултана Назарбаева или Макпал Жунусовой.

Сидевшие рядом со мной аксакалы покачали головами: какой же двуличный у нас односельчанин, а еще внуков наших учит!

На этом заседание закончилось. А следующее, на котором уже присутствовал Нуртай Сабильянов, состоялось в пятницу, 28 мая, и продлилось практически весь день. В первой половине дня сторонам так и не удалось договориться, несмотря на то что судья почти на час оставила истца и ответчиков в зале заседаний наедине.

После обеда присутствовавшие на суде аксакалы по очереди вставали и, обращаясь к мажилисмену, просили пойти на мировое соглашение со своими избирателями. Они объясняли г-ну Сабильянову, что в их письме, адресованном в редакцию газеты «Жас Алаш», не затрагивалась деловая репутация депутата. Жаловались они лишь на отсутствие воды в поселке — реальную проблему, которую обещал решить депутат, когда баллотировался в парламент.

После прений судья, очередной раз удалив сочувствующих и прессу из зала, вновь дала возможность сторонам договориться. Через полтора часа двери в зал распахнулись: вняв просьбам аксакалов, Нуртай Сабильянов пошел на мировую. А после взаимных извинений дал слово своим избирателям, что к осени в колонках поселка появится вода, а он лично проследит за строительством водопровода.

Депутат также обещал поставить вопрос в Мажилисе о выделении средств на ремонт автодороги от поселка до райцентра. Тарбагатайцы же пообещали поддерживать депутата и далее, а со всеми проблемами и вопросами обращаться сначала лично к нему, а уж потом к прессе.

Я сама наблюдала, как местные женщины ведрами черпают воду из реки и несут в свои дворы, чтоб перелить ее в бочку и вновь отправиться на речку. Мне показалось, что я попала в позапрошлый век. Всплыл в памяти рассказ моей бабушки о том, как в детстве она носила по два ведра воды на коромысле из колодца в дом. Но то был рассказ из бабушкиного детства, а тут все наяву.

Пока я предавалась воспоминаниям, на середине реки появился... трактор. Что он там делает? Мне объяснили: таким способом тракторист наполняет бочку водой и затем развозит воду по дворам — так быстрее и менее трудоемко, тем более что надо поторапливаться — возвращается с пастбища стадо, и женщинам пора доить коров.

Вспоминая былое

Когда-то Тарбагатай был одним из богатых животноводческих комплексов. В поселке насчитывалось около 50 тысяч баранов, 10 тысяч голов крупного рогатого скота. Был свой колбасный цех. А сегодня животноводством сельчане занимаются лишь для того, чтобы прокормить свои семьи.

- У нас и цех был по выделке шкур, — продолжает вспоминать о былом мой провожатый, — дубленки из выделанных у нас шкур носили не только в Казахстане, очень хорошей выделки шкуры были.

Собеседник заверил меня, что в Тарбагатае не разучились выделывать кожу, могли бы и сейчас дать фору турецким кожедубам. Да только оборудование за время становления независимого Казахстана пропало из поселка. Вот и приходится сельчанам шкуры китайцам за копейки продавать.


Лариса ШТАБА

Источник: ИАП "Республика"
Хотите узнавать информацию о жизни Усть-Каменогорска первыми? Подписывайтесь на наш Telegram-канал.
Комментарии
Владельцы сайта не несут ответственности за содержание комментариев читателей.
В комментариях запрещены ненормативная лексика и оскорбления, высказывания, нарушающие нормы законодательства РК, реклама, комментарии, набранные ЗАГЛАВНЫМИ буквами. Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с тем, что можете быть привлечены к ответственности в соответствии с законодательством РК, а также даёте свое согласие на сбор и обработку ваших персональных данных.
Комментариев пока нет.
Только авторизованные пользователи могут оставлять комментарии